Какие маркетинговые стратегии используются в B2B и в каких случаях каждая из них наиболее эффективна, рассказывает Александр Дулебский, генеральный директор интернет-маркетингового агентства ArtSide.
Александр Дулебский
Генеральный директор ArtSide
Стратегии маркетинга в B2B-сегменте требуют глубокого понимания потребностей бизнеса и более тщательного подхода, в отличии от B2C-сегмента, где акцент смещен на эмоции и быстрые продажи. В B2B упор делают на построение долгосрочных отношений и увеличение продаж.
Прежде чем выбрать маркетинговую стратегию, нужно погрузиться в специфику бизнеса и понять его текущую ситуацию. Поэтому сначала мы заполняем бриф, то есть собираем информацию о бизнесе, продуктах или услугах, каналах продаж и результатах, которые они приносят.
Второй шаг — составить матрицу 5W, то есть собрать ответы на пять вопросов:
На основе этой информации мы можем понять, с каких стратегий B2B-маркетинга нужно начать для получения первых релевантных лидов. Некоторые стратегии применяются самостоятельно, некоторые лучше комбинировать для более быстрого результата.
При выборе стратегии важно понимать, что многие из них наиболее эффективны в сочетании с другими. Например, контент-стратегию можно совмещать с партнерским маркетингом.
Применение этой стратегии маркетинга увеличивает вероятность успешных сделок в B2B за счет демонстрации продукта под индивидуальные потребности клиента. Поэтому важно сегментировать целевую аудиторию по отраслям, бизнесу и другим критериям.
Например, для фирмы, производящей напольные покрытия, сегменты ЦА будут следующие: застройщики и девелоперы, владельцы офисов или коммерческих объектов.
Для каждого сегмента нужно разрабатывать рекламные кампании с уникальными креативами. Компания по производству напольных покрытий может предложить офисам линолеум, которому не страшны каблуки и колесики офисных стульев. А застройщикам — ламинат, на монтаж которого тратится мало времени.
Стратегия персонализации включает:
Основной упор в этой стратегии B2B-маркетинга — экспертиза. Мы показываем полезный контент, который решает задачи клиентов и релевантен на каждом этапе пути клиента.
Если у клиента инжиниринговой компании-застройщика возникнут проблемы с прохождением экспертизы, он начнет искать пути решения. Ему будут интересны статьи, где мы рассказываем про частые ошибки в проектной документации, которые мешают пройти экспертизу. Когда застройщик решит воспользоваться услугами инжиниринговой компании, его заинтересуют кейсы и успешно реализованные проекты.
Ключевые элементы стратегии контент-маркетинга в B2B включают:
Один из важных элементов этой B2B-стратегии — интеграция CRM-системы и маркетинговых инструментов.
Например, когда лид попадает в систему, можно отслеживать его поведение, интерес к определенным материалам. Если человек вернулся на сайт в раздел, который он просматривал накануне, значит, он заинтересован и в этот момент можно ему позвонить и предложить услугу.
Эффективная стратегия лидогенерации и nurturing включает:
Ключ к успеху в этой стратегии B2B-маркетинга — предоставление ценной информации на каждом этапе пути клиента, от осознания проблемы до принятия решения о покупке.
Эта стратегия маркетинга направлена на позиционирование B2B-компании как лидера мнений в своей отрасли и формирование доверия среди потенциальных клиентов. Цель — поделиться знаниями и опытом компании с широкой аудиторией, используя СМИ и разные платформы типа Dzen и vc.ru.
Тут важно продемонстрировать экспертность, а не продать услугу или продукт. К тому же на многих площадках и в СМИ самопиар и прямая продажа запрещены.
Ключевые элементы стратегии:
Стратегия направлена на сотрудничество с другими B2B-компаниями для взаимовыгодного продвижения своих услуг и продуктов. Это могут быть различные коллаборации, программы и специальные условия для реселлеров и дистрибьюторов, совместное создание контента.
Это может быть коллаборация двух бизнесов, например, компании по изготовлению напольных покрытий и изготовлению мебели для офисных и коммерческих помещений. Вместе они могут предложить комплексные решения оформления интерьера, что зачастую для клиента упрощает выбор.
Сотрудничество с другими компаниями может значительно расширить охват и усилить позиции бренда. Стратегия партнерского маркетинга в B2B может включать:
B2B-стратегия событийного маркетинга направлена на установление прямого контакта с потенциальными клиентами. Это может быть конференция, выставка, форум и другое подобное событие, на котором есть возможность за короткий промежуток времени представить себя и свои услуги.
Событийный маркетинг позволяет установить прямой контакт с потенциальными клиентами и укрепить отношения с существующими. Важно интегрировать офлайн-события с цифровыми каналами для максимизации эффекта. В том числе за счет современных решений, таких как wi-fi радар (оцифровка аудитории и перевод офлайн-аудитории в онлайн).
Ключевые элементы стратегии:
В этом стратегическом подходе B2B-компания фокусируется на персонализированном взаимодействии с конкретными клиентами. Так как услуги направлены на узкий список предприятий, список клиентов зачастую собирается вручную. А реклама направляется лицам, принимающие решения, контакты которых без труда можно найти в открытом доступе.
Преимущество этой стратегии B2B-маркетинга заключается в точном понимании потребностей каждого клиента. Примером, кому подойдет подобный подход, может быть компания, создающая рисунки на промышленных объектах.
Основные шаги реализации ABM-стратегии:
ABM особенно эффективен для компаний с длительным циклом продаж и высокой стоимостью сделки.
Каждая из стратегий B2B-маркетинга имеет свои преимущества. Выбор зависит от целей бизнеса (рост продаж или увеличение клиентской базы), типа услуги (для широкого или узкого круга компаний), а также ресурса бизнеса.
Еще больше полезных материалов про B2B-маркетинг и продажи читайте в нашем Telegram-канале!