B2B-продажи (Business-to-Business) остаются ключевым инструментом развития компаний в 2025 году, особенно на фоне цифровизации и усложнения процессов закупок. По прогнозу Gartner, уже до 80% B2B-сделок в этом году перейдут в онлайн, а 77 % покупателей ожидают персонализированного подхода. Понимание особенностей B2B-продаж помогает выстраивать эффективные стратегии, повышать конверсию и увеличивать средний чек.
В этой статье мы разберем, что такое B2B-продажи, чем они отличаются от B2C, какие этапы включает в себя цикл сделки, какие инструменты и технологии используются и какие ошибки чаще всего мешают достижению результата.
B2B-продажи — это модель продаж товаров или услуг корпоративным клиентам, т. е. от одного бизнеса другому (business-to-business). Процесс продаж в B2B-сегменте гораздо сложнее, чем в B2C, а клиент зачастую обходится дороже.
Целевая аудитория в B2B: юридические лица и ИП. Также сегодня распространены такие понятия, как B2B2B и B2B2C, когда продажи идут в несколько этапов, до конечного потребителя в виде бизнеса или физлица.
Пример B2B-продаж: компания-разработчик продает программное обеспечение для управления персоналом. Ее целевой аудиторией является крупный бизнес с большим числом сотрудников, например, производственные предприятия, банки и ритейлеры. Цель B2B-продаж в данном случае — выгодно продать ПО и обеспечить услуги поддержки на долгий срок.
У продаж в B2B-сфере есть ряд особенностей, по сравнению с B2C:
Существует 3 основных вида B2B-продаж:
Также есть и менее популярные виды B2B-продаж:
В B2B-продажах от начала поиска клиента до заключения сделки проходит достаточно много времени. Вот на какие этапы можно разделить всю воронку продаж:
В B2B-продажах учитываются специфические потребности бизнеса, его структура, цели и задачи. Компания, продающая товар или услугу другому бизнесу, должна хорошо понимать потребности своего клиента, чтобы предложить ему наиболее подходящее решение.
Сложность выхода на ЛПР (лицо, принимающее решение). Это серьезная боль всех, кто занимается B2B-продажами: нельзя просто так обратиться в компанию и предложить свои услуги, потому что письма и звонки секретарю часто уходят в никуда. Нужно определить, какой сотрудник принимает решение о выборе подрядчика, каким-то образом найти его контакты и добиться ответа.
Длинный цикл сделки, растягивающийся на месяцы. Сначала необходимо выйти на клиента, потом познакомиться и презентовать свою компанию и услуги, дождаться тендера, провести переговоры и согласования со всеми ЛПР, внести кучу правок в документы. В высокобюджетных сегментах одна сделка может закрываться больше года.
Многоэтапность B2B-продаж. В крупных компаниях решения часто принимают несколько человек. Поэтому по возможности желательно познакомиться как можно с большим числом ЛПР и донести ваши аргументы и преимущества до всех.
Понимание специфики бизнеса и отрасли заказчика. Чтобы продать клиенту ваш продукт или услугу, важно разбираться в особенностях деятельности компании, ее болях и потребностях. И предлагать не просто себя, а решение этих проблем. Крупные компании часто сотрудничают с подрядчиками, которые имеют узкоспециализированный опыт работы в конкретной отрасли.
Цель B2B-продаж — долгосрочное сотрудничество. Сделки в B2B часто нацелены не на разовую продажу, а на установление регулярного партнерства. Заказчику важно получить компетентного и надежного партнера, который на регулярной основе будет закрывать его потребности. А подрядчику — лояльного клиента, стабильную прибыль и рекомендации.
Исходя из особенностей выше давайте зафиксируем основные ошибки в B2B-продажах:
Ключевые инструменты B2B-продаж, которые сегодня работают в России:
И в завершение хотелось бы дать несколько советов для эффективных B2B-продаж.
Продавайте людям, а не бизнесу. Несмотря на то, что в конечном счете ваш продукт или услуга предназначены для решения задач компании, решение все равно принимает человек — ЛПР. И на этапе продаж вы работаете с его профессиональными проблемами. Если он увидит, что вы действительно понимаете боль и задачу, и знаете, как их решить, то с более высокой вероятностью склонится в вашу сторону.
Рассказывайте не о себе, а о клиенте. Простая реклама вашей компании и услуг ничего не даст заказчику. Постарайтесь акцентироваться на его проблемах и решении, которое вы можете предложить. Не нужно рассказывать все-все подробности о вашем продукте — затроньте только те, которые действительно нужны клиенту.
Объясняйте сложные вещи простыми словами. Предлагая узкоспециализированные услуги или продукты, менеджеры по B2B-продажам часто не задумываются о том, что клиенту они могут быть непонятны. Обязательно убедитесь, что ваши формулировки коротко и понятно объясняют суть и пользу продукта непрофессионалу.
Выстраивайте доверительные отношения с потенциальным клиентом. Не стоит навязываться агрессивными звонками и письмами. Если вы правильно определили потребности клиента, но он пока не готов сотрудничать, развивайте его с помощью экспертных продаж, приглашайте на мероприятия, присылайте статьи и кейсы компании и постепенно зарабатывайте лояльность.
Не действуйте по шаблону. B2B-продажи — это сложный процесс, который не работает под копирку. Скрипты и инструкции у менеджеров должны быть, однако главный совет — стремиться к клиентоориентированности и поиску максимально подходящего решения для конкретного заказчика.
B2B-продажи — это стратегия и система, а не разовые сделки. Чтобы добиться успеха, важно понимать клиента, строить долгосрочные отношения и оптимизировать каждый этап.
Еще больше полезных материалов про B2B-маркетинг и продажи читайте в нашем Telegram-канале «B2B-медиа»!