Практический пример использования ТРИЗ в бизнесе и продажах. Как производитель сантехники принял нестандартное решение и перешел в новый сегмент, рассказывает Алена Тавберидзе, эксперт по развитию команд.
Алена Тавберидзе
Эксперт по развитию команд и руководителей, директор по маркетингу, тренер бизнес-ТРИЗ
Герой кейса — производитель ванн из литьевого мрамора с собственным дизайн-бюро. Продукция премиального качества, идеальной геометрии, устойчива к сколам и царапинам, служит десятилетиями. Ванны реализуется через салоны сантехники по всей России и онлайн-магазины, в половине случаев приобретаются по рекомендации дизайнера. Т. е. важная часть нашей целевой аудитории — это B2B: салоны и дизайнеры.
Многие годы компания спокойно работала в своей нише, со стабильной клиентской базой. Казалось, что так будет всегда.
Проблема возникла резко: на рынок хлынула волна новых конкурентов-гаражников. Они скопировали нашу технологию и стали предлагать визуально похожие ванны сильно дешевле. Качество у них было сомнительное, зато цена привлекательная. Наша компания гордилась идеальной доводкой каждой ванны — это ручной труд, который стоит дорого. Но оказалось, что для рядового покупателя цена имеет большее значение, чем качество.
Мы оказались в классической ситуации: либо играть в ценовую войну и убивать маржу, либо терять рынок.
Все в панике: что делать, цены снижать? Менеджеры по продажам жаловались, что клиенты уходят к конкурентам. Маркетинг предлагал агрессивные акции. Финансисты считали, на сколько можем снизить цены без потери маржи.
Но снижать было нельзя, так как не проходили по себестоимости. Производство требует дорогих материалов, точного оборудования и квалифицированных рабочих — если начнём экономить, то потеряем то самое качество, за которое нас ценят.
Нам сильно повезло, что накануне кризиса команда как раз прошла тренинг по ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Изначально планировали применить методику для оптимизации производства, но в итоге ТРИЗ спасла продажи и весь бизнес.
Что такое ТРИЗ простыми словами: это методология решения сложных задач. Когда кажется, что выхода нет, ТРИЗ помогает найти нестандартное бизнес-решение.
Для начала мы потратили целое совещание, чтобы чётко сформулировать: в чём именно проблема и какую задачу решаем.
Определили основные задачи:
1. Сформулировали противоречие: нужно снижать цену для конкурентоспособности, но нельзя снижать из-за себестоимости.
2. Применили принцип «раскачивания противоречия». Начали анализировать крайние варианты: от самой низкой цены до самой высокой. Что произойдёт, если цена будет 0? А если 1 миллион? Абсурд, но именно в этом абсурде и нашли решение.
С помощью ТРИЗ мы пришли к парадоксальному решению: увеличить цену продажи в 2 раза вместо снижения. Это сразу же должно было вывести наш бизнес в другую нишу. Идея показалась безумной, но мы её проработали. Если мы не можем конкурировать с гаражниками — может, и не надо? Может, нужно уйти на уровень выше?
3. Использовали имеющиеся ресурсы, которые ранее не были задействованы на полную мощность: собственные дизайнеры, маркетинг, сайт, соцсети, налаженные связи и широкая дистрибуция.
4. Учли изменения в надсистеме: уход иностранных брендов, санкции на европейские премиальные товары.
Вот с какими сложностями мы столкнулись при использовании ТРИЗ и трансформации бизнеса:
Конечно, просто поднять ценник и ждать чуда не получилось бы. Пришлось серьёзно перестраивать всю работу.
В итоге мы постепенно, за 3-4 подхода, подняли цены на 30-70% в зависимости от продукта. Переупаковали продукт, усилили акцент на качестве и эксклюзивности в продажах. И так мы перешли в другую категорию, где начали конкурировать не с гаражниками, а с Европой.
Благодаря ТРИЗ продажи увеличились на 40% в штуках, а бизнес перешел в сегмент европейских премиум-брендов.
Неожиданные эффекты:
Какие выводы можно сделать из этого кейса? Вот что помогло нам найти верное решение с помощью ТРИЗ и успешно применить его в бизнесе и продажах:
Еще больше полезных материалов про B2B-маркетинг и продажи читайте в нашем Telegram-канале «B2B-медиа»!