Франшиза — одно из самых эффективных решений по масштабированию бизнеса. Ты продаешь свой «бизнес-ДНК», поэтому почти на 100% уверен, что бизнес получится близнецом. Однако, если внешнего «братского сходства» добиться несложно, то с внутренней составляющей все в разы сложнее. Не всегда франчайзи разделят с тобой любовь к твоему бренду…
Как выстраивать систему продаж франшиз, чтобы продавать много, но при этом «своим людям», расскажет сооснователь сети химчисток «Хозяюшка» Игорь Голиков.
Игорь Голиков
Сооснователь сети химчисток «Хозяюшка»
Самая большая сложность в продаже франшиз — попытка менеджера объяснить, как работает бизнес, которым клиент никогда не занимался. Менеджер пытается продать человеку через эмоции и закрытие потребностей, но этого мало и даже бывает вредно.
Нужно не продать как можно быстрее, а выяснить, насколько клиент готов для франшизы, чтобы не получилось так, что через короткое время он закроет бизнес.
Франшиза продается как «волшебная таблетка», позволяющая с первого месяца зарабатывать миллионы. Человека заряжают положительными эмоциями, и он на радостях покупает бизнес.
Однажды нам оставила заявку женщина из небольшого города. Она никогда не занималась бизнесом и почти не работала, в их семье зарабатывал муж. Но когда дети выросли, она решила чем-то себя занять и открыть бизнес.
Члены семьи были против, отговаривали ее, так как понимали, что она не справится. Но убеждения менеджера были сильнее и клиентка приобрела франшизу. Проблемы начались с самого первого дня, когда оказалось, что нужно работать и прикладывать усилия. Франчайзи даже не успела найти помещение и приняла решение выйти из франшизы.
Клиенту реалистично рассказывают, что его ждет и как придется работать, чтобы получить первый миллион чистой прибыли. Все это излагается языком цифр и графиков на основе кейсов других франчайзи.
Один из последних примеров: наш потенциальный франчайзи уже был знаком с химчистками «Хозяюшка», а также являлся клиентом одного из партнеров сети. После первого разговора он запросил договор, чтобы быстро изучить его условия и начать сотрудничество. На этом этапе в переговоры вмешался руководитель отдела продаж франшизы и попросил клиента провести онлайн-встречу прежде чем принимать окончательное решение. На ней он рассказал про преимущества и особенности бизнеса, посоветовал все еще раз взвесить.
И когда клиент все взвесил и подошел к решению с «холодной головой», тогда… нет, мы не продали франшизу, а пригласили на личный разговор со мной.
Мы «отговариваем клиента от быстрой покупки», потому что наша цель не столько продать, сколько построить большую и стабильную компанию. А это возможно сделать только с сильными партнерами, которые готовы усердно работать.
Что касается «потенциального франчайзи», то он уже стал нашим партнером и с большим энтузиазмом покоряет рынок химчисток.
В нашем отделе продаж франшизы работают предприниматели, некоторые и сейчас ведут небольшой бизнес, а кто-то раньше имел свое дело.
Если послушать их общение с клиентами, то можно ужаснуться: они часто не соблюдают скрипты, могут перебивать клиента и даже говорить ему, что этот бизнес ему не подходит. Но за счет этого клиент видит в менеджере не просто продажника, который хочет что-то ему втюхать, а наставника (это относится к людям, работающим в найме) или равного человека по статусу (это относится к клиентам, у которых есть бизнес).
Такой подход мне нравится, потому что неправильно загонять профессионала в жесткие скрипты. Однако он не должен игнорировать ключевые этапы сделки. Если видно, что пора продавать, а менеджер не назначил онлайн-встречу — это проблема. Ее нужно решать, и в таких случаях я подсказываю, что пора продавать, а не просто консультировать.
Наши менеджеры всегда выходят за рамки обычной продажи. Они не останавливаются на рассказе про франшизу и не заканчивают разговор вопросом «когда оплатишь?». Зачастую они помогают найти помещение, коммуницируют с арендодателем, проводят анализ рынка и многое другое. Они даже могут выступить в роли личного психолога.
Яркий пример: история нашего первого франчайзи Ильи Усачева. Когда мы запустили продажу франшизы, у нас из аргументов были только показатели своих точек, но совсем не было опыта работы с франчайзи.
В таком положении мы могли бы приукрасить картину и сказать, что с первого дня партнер будет зарабатывать полмиллиона рублей. Но мы решили быть честными и рассказали не только о плюсах, но и сложностях. А главное, мы были с Ильей на каждом этапе его работы, особенно когда все шло не по плану.
Если вы хотите, чтобы в вашей франшизе были только сильные партнеры, рекомендую проводить всех потенциальных клиентов через поэтапный фильтр.
Вот как это работает у нас:
Могут быть и дополнительные этапы, но без прохождения этих трех нашим партнером стать невозможно.
Для эффективной продажи франшизы, которая будет работать годами, нужно:
1) Создать команду менеджеров, которые в прошлом были или сейчас являются предпринимателями.
2) Не просто продать франшизу, а помогать клиенту на всех этапах его работы, начиная с открытия точки.
3) Тщательно выбирать партнеров, используя специальный фильтр.
Уверен, что мои советы пригодятся начинающим или уже пробующим заниматься франчайзингом предпринимателям.
Еще больше полезных материалов про B2B-маркетинг и продажи читайте в нашем Telegram-канале!